Зачем нужен новый школьный стандарт?
В настоящее время в отечественном школьном образовании сложилась непростая ситуация: современная школа не отвечает запросам семьи, общества и государства. По данным международных исследований PISA, по уровню функциональной грамотности в последние 15–20 лет Россия занимает 40-е места из 65 стран, участвующих в этих исследованиях. Российские школьники отстают в умении применять свои знания в повседневной жизни, что приводит к снижению личной успешности и конкурентоспособности.
Жизнь в современном обществе выдвигает новые требования к социализации обучающихся и их профессиональной ориентации.
В нынешней школе старшеклассник осваивает от 18 до 21 учебного предмета на достаточно высоком уровне. Не у всех обучающихся хватает способностей и здоровья соответствовать таким требованиям. Чрезмерная учебная нагрузка на старшей ступени образования не позволяет в полной мере сформировать у обучающихся необходимые знания, навыки и умения для эффективного продолжения образования на профессиональном уровне или включения в профессиональную деятельность. В результате от 3 до 35% школьников в разных субъектах Федерации обучаются в экстернате, чтобы снизить учебную нагрузку и иметь возможность заниматься подготовкой к поступлению в вуз по выбранным предметам. Таким образом, современная школа фактически не дает возможности ребенку на должном уровне получить среднее (полное) общее образование, отвечающее требованиям сегодняшнего дня, подготовиться к итоговой аттестации и дальнейшему профессиональному образованию, что неизбежно влечет за собой «расцвет» репетиторства, в которое с большим удовольствием включаются практически все учителя и педагоги вузов. Кроме того, из общеобразовательного процесса практически исключен воспитательный компонент. Учитывая эти и другие факты, ориентируясь в первую очередь на потребности семьи, личность ребенка, а также на запросы общества и государства, при разработке федерального государственного образовательного стандарта сделана попытка изменить ситуацию в школьном образовании.
Что требуется изменить в структуре, содержании и организации образования при переходе на новый стандарт старшей школы?
Современные реалии российской старшей школы требуют существенного изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса, более полного учета возрастных особенностей, интересов, склонностей и способностей обучающихся, создания условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования и последующей их жизнедеятельности.
Особенностью предложенного проекта стандарта среднего (полного) общего образования (далее – проект стандарта) является его направленность на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного (компетентностного) подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции в широком смысле этого слова.
При формировании проекта стандарта учитывался мировой опыт, а также результаты проведенных в предыдущие годы в системе российского общего образования экспериментов, в том числе по введению профильного обучения на старшей ступени школы. Они наглядно показали, что:
- на ступени основного общего образования(5-9 классы) обучающиеся уже получили базовые знания по всем учебным предметам (русский язык (родной язык), литература, иностранный язык, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, физика, химия, биология, изобразительное искусство, музыка, технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура). Таким образом, в старшей школе у обучающихся появляется возможность выбрать учебные предметы и уровень их изучения с учетом своих склонностей, потребностей и профессиональной ориентации;
- углубленное изучение одного-двух предметов, при сохранении сложившейся многопредметности и декларируемого, но не фактического высокого общеобразовательного уровня изучения всех остальных не обеспечивает ожидаемой эффективности обучения;
- глубокое овладение выбранными предметами с целью подготовки обучающихся к продолжению образования или профессиональной деятельности невозможно без сокращения количества других учебных предметов и обеспечения вариативности их содержательного уровня;
- оптимальное количество учебных предметов на старшей ступени обучения при учебной нагрузке не менее 30 и не более 36 часов в неделю не должно превышать 9–10 предметов. При этом разгрузка обучающихся происходит, главным образом за счет предоставления им возможности изучения предметов на разных уровнях с учетом их индивидуальных образовательных потребностей при сохранении гарантированного общеобразовательного уровня знаний и компетенций по всем традиционным для школьного образования предметным областям.
Какие уровни изучения учебных предметов предусматриваются в старшей школе?
В проекте стандарта старшей школы предусмотрена возможность освоения:
- на интегрированном уровне - в рамках каждой из обязательных предметных областей (филология, иностранный язык, общественные науки, математика и информатика, естественные науки) - учебного предмета, представленного в виде интегрированного учебного курса;
- на базовом и профильном уровнях - предметов, входящих в указанные предметные области.
Интегрированный уровень обеспечивает освоение обучающимися в рамках интегрированных курсов ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области, и реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, формирование общей культуры обучающихся на основе освоения ими относящихся к отдельным областям знаний.
Базовый уровень обеспечивает систематические знания по отдельному учебному предмету, которые позволяют продолжить профессиональное образование по непрофилирующему предмету. Данный уровень изучения примерно соответствует современному уровню изучения предметов в старшей школе.
Профильный уровень обеспечивает углубленные знания, позволяет подготовиться к последующему профессиональному образованию и профессиональной деятельности.
Какие учебные предметы на старшей ступени обучения будут обязательными для изучения?
Каковы правила составления индивидуального учебного плана ?
Учитывая положительный опыт эксперимента по профильному обучению, который проходил в российских школах начиная с 2002 года, в проекте стандарта предложена следующая схема формирования индивидуального учебного плана обучающегося и профилей обучения для образовательных учреждений.
Для составления своего учебного плана обучающийся обязан выбрать 1-2 учебных предмета из каждой обязательной предметной области, а также уровень изучения выбранных предметов:
- Филология (русская словесность, русский язык и литература, родной язык и литература). Обучающийся имеет право выбора предмета«русский язык и литература» на базовом или профильном уровне или предмета «русская словесность» на интегрированном уровне, курс которого включает содержание предметов русского языка и литературы. Предмет «русская словесность» может изучаться при ориентации обучающегося на профильное изучение предметов из какой-либо другой предметной области. Для реализации поликультурной составляющей обучающийся может выбрать предмет «родной язык (нерусский) и литература», но при условии выбора курса русского языка на одном из уровней.
- Иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык).Обучающийся имеет право выбора как одного, так и двух иностранных языков на базовом или профильном уровне.
- Математика и информатика (математика и информатика, математика, информатика). При выборе обучающимся естественно-математического направления будущей профессиональной деятельности ему предоставляется возможность выбрать математику, включающую алгебру и начала анализа, геометрию на профильном уровне и информатику на базовом, а при выборе обучающимся в дальнейшем гуманитарного направления – интегрированный курс «математика и информатика», который даст ему общетеоретические и практические знания данной предметной области, или при желании курс математики на базовом уровне. При выборе предметов из этой предметной области необходимо учитывать, что информатика выбирается при условии обязательного выбора математики на одном из представленных уровней.
- Общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право). В этой группе предметов, если это профилирующее направление, обучающийся может выбрать один или два предмета на базовом или профильном уровне. При выборе обучающимся другой профилирующей предметной области он обязан выбрать или интегрированный курс обществознания, или при желании 1-2 предмета на базовом уровне.
- Естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология). Естественнонаучный профиль подразумевает выбор 1-2 предметов (физика, химия, биология, экология) на базовом или профильном уровне преимущественно будущими инженерами, врачами, физиками, химиками и т.п. Для гуманитариев достаточно будет курса «естествознание» на интегрированном уровне, но возможен также выбор 1-2 перечисленных предметов на представленном уровне.
Кроме предметов из указанных обязательных предметных областей, обучающийся может выбрать один из курсов по выбору участников образовательного процесса (в том числе «астрономия», «искусство», «технология», «дизайн» и др., или еще какой-либо предмет из указанных выше обязательных предметных областей, или курс, предложенный образовательным учреждением).
Таким образом обеспечиваются индивидуальные запросы обучающихся в их дальнейшей профессиональной деятельности или профессиональном обучении и социализации.
Кроме выбранных учебных предметов из обязательных предметных областей, обучающиеся в обязательном порядке изучают общие для всех предметы:
- «Физическая культура», который позволит сформировать у обучающихся навыки здорового и безопасного образа жизни, владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, воспитание таких качеств личности, как работа на результат индивидуально и в команде;
- «Основы безопасности жизнедеятельности» – важнейший из курсов, который позволит сформировать у подростков личную гражданскую позицию отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, понимание рисков и угроз современного мира, подготовит обучающихся к умению действовать в экстремальных ситуациях, при природных и техногенных катастрофах, террористических актах;
- «Россия в мире», который представляет собой интегрированный курс, объединяющий знания по истории, обществознанию, географии, культурологии и пр. Задача курса – сформировать у обучающихся представление о целостном, многоаспектном образе России в разные исторические периоды как неотъемлемой части мира на основе синтеза изучаемых в школе основ общественных наук.
Обучающиеся также в обязательном порядке выполняют под руководством учителя или тьютора индивидуальный проект.
Индивидуальный проект представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью приобретения навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развития способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).
Что обучающийся получит при реализации нового стандарта?
В целом проект стандарта даст возможность обеспечить обучающемуся:
- развитие качеств личности, отвечающих требованиям становления российского гражданского общества, инновационной экономики;
- формирование образовательных и духовно-нравственных основ личности, создание необходимых условий для ее самореализации;
- развитие способности самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений, компетенций, видов и способов учебной и внеучебной деятельности, использования разнообразных форм обучения, включая учебно-исследовательскую и проектную деятельность с учетом индивидуальных образовательных потребностей (особенно одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- оптимизацию учебной нагрузки;
- раскрытие собственных возможностей, подготовку к жизни в современных условиях;
- обеспечение условий для развития творческих способностей и возникновения устойчивой потребности в самостоятельных занятиях;
- формирование индивидуальной учебной траектории на ступени старшей школы и своей профессиональной ориентации;
- сохранение и укрепление здоровья.